☑ Вентиляция магазинов
Вентиляция в магазинах играет важную роль в обеспечении комфортных условий для посетителей и работников, а также в поддержании качества воздуха в помещении. Хорошая вентиляция помогает удалять загрязнения, контролировать температуру и влажность, а также обеспечивать достаточное поступление свежего воздуха.
Опишите работы работы которые вам необходимы и мы вам поможем
Общие рекомендации для вентиляции магазинов:
Объем воздуха: Рассчитайте необходимый объем приточного и вытяжного воздуха в соответствии с размерами и характеристиками магазина. Учтите количество посетителей, площадь помещений и наличие различных зон, таких как торговый зал, кассовые зоны и складские помещения. Требования в вентиляции торгового центра можно можно посмотреть – на этой странице.
Расположение вентиляционных отверстий: Разместите приточные и вытяжные отверстия таким образом, чтобы обеспечить равномерное распределение воздуха по всему магазину. Убедитесь, что они не находятся рядом с источниками загрязнений.
Фильтрация воздуха: Установите эффективные фильтры в системе вентиляции, чтобы улавливать пыль, пыльцу, бактерии и другие загрязнения, которые могут находиться в воздухе магазина. Регулярно очищайте и заменяйте фильтры для поддержания их эффективности.
Регулировка системы: Установите систему регулировки вентиляции, которая позволит контролировать объем приточного и вытяжного воздуха в зависимости от потребностей. Это поможет поддерживать оптимальные условия в магазине и снизить энергопотребление.
Регулярное обслуживание: Система вентиляции должна регулярно обслуживаться, включая очистку воздуховодов, проверку работы вентиляторов и замену фильтров. Это поможет поддерживать эффективность работы системы и предотвращать неполадки.
Требования к воздухообмену
Для поддержания необходимых температурных параметров устанавливают устройства кондиционирования, обогрева, увлажнения, вытяжки.
- Обогрев зимой проводится при помощи централизованной сети, которую можно дополнить оборудованием канального типа. Для небольших магазинов достаточно локальных источников тепла. Для более крупных применяют дополнительное теплообменное оборудование с различными энергоносителями (электрические калориферы, водяные теплообменники). Это экономически оправданная схема.
- Для охлаждения небольших помещений достаточно установки настенных кондиционеров. Современные кондиционеры невелики и успешно дополняют интерьер. Канальные кондиционеры с централизованной подачей охлажденного воздуха через вентиляционные воздуховоды приточной системы предназначены для объектов большой площади.
- Увлажнение осуществляется специальными форсунками, которые образуют мелкодисперсный туман, смешанный с потоком воздуха. Установка автоматики позволяет поддерживать все параметры на заданном уровне без привлечения персонала.
Существует несколько требований к вентилированию торговых помещений в зависимости от места их расположения и продаваемой продукции. Например, вентиляция магазина в жилом доме не должна ухудшать условия для проживания людей поэтому предусматривают автономное удаление загрязненного воздуха, а воздуховоды располагают по внешней стороне дома. Любое нарушение, в том числе санитарно-эпидемиологическое повлечет за собой штрафы.
Вентиляция и вытяжка имеет важное значение – сохранность продаваемых товаров. Для каждого товара предусмотрены индивидуальные требования по хранению. Недостаточно приобретение только холодильного оборудования, порче товаров также способствует избыток влаги в помещении. В некоторых супермаркетах есть горячие цеха по приготовлению пищи. Повышение допустимой температуры и большое выделение тепла без правильно организованной промвентиляции в магазине продуктов приведут к ухудшению самочувствия покупателей и сотрудников.
Еще один специфический товар – это чистящие средства, порошки, шампуни и другие. В магазинах бытовой химии должна быть оснащена мощной вытяжкой для устранения вредных веществ и неприятных запахов. При разработке проекта учитываются все индивидуальные параметры объекта.
Требования и нормы вентиляции
Параметры работы вентиляционных систем общественных зданий (и магазинов в частности) регулируются государственными надзорными органами. Проектировщики руководствуются следующими документами:
- Строительные нормы и правила для общественных зданий. Действующая редакция СНиП 31-06-2009 вступила в силу в январе 2010 года. Является актуализированной редакцией СНиП 2.08.02-89.
- Строительные нормы и правила для жилых домов – СНиП 31-01-2003.
- Свод правил для устройства отопления, вентиляции, кондиционирования. СП 60.13330.2020 вступил в силу в июле 2021 года. Заменил СП 60.13330.2016.
- Общие требования к вентиляционным системам – ГОСТ 12.4.021-75.
- Требования пожарной безопасности – СП 7.13130.2013, СП 2.13130.2012
- Межгосударственный стандарт параметров микроклимата в общественных зданиях – ГОСТ 30494-96.
- Строительные нормы для магазинов столицы МГСН 4.13-97 или ТСН 31-315-99 г. Оба нормативных документа являются действующими.
При разработке проекта для магазинов разрешено использовать не оптимальные, а допустимые значения параметров. Однако рекомендуется рассчитывать воздухообмен с некоторым запасом.
Основные требования к вентиляционным системам в магазинах:
- Точки забора приточной части размещаются не ниже 20 см от поверхности грунта. Они должны быть удалены от мест скопления людей, зоны промышленных выбросов, оживленных шоссе, мусоросборников на 8 м. Приточные клапаны оборудуют фильтрами класса EU3 и выше.
- Отводные отверстия в помещениях с естественной циркуляцией обустраиваются на высоте не ниже 2 м от уровня пола.
- Высота вентиляционной трубы над коньком крыши не менее 1 м.
- Перепад температуры между зонами в пределах одного помещения не более 2-3 градусов.
- Входные группы, разгрузочно-погрузочные зоны оборудуют независимыми тепловыми завесами. Нормы обязывают устанавливать их в магазинах с ежедневным потоком посетителей в 2500 человек.
- Над рабочими местами с повышенным загрязнением воздуха (фасовочные, моечные) устанавливают локальную вытяжку.
- Автономной вентиляцией оборудуют помещения игровых залов, кинотеатров, фуд-кортов в торговых центрах.
Эти системы не должны включаться в общую систему или пересекаться с ней. Аналогичное требование к санитарной зоне (туалетные комнаты, душевые).
Требования к технологическим процессам
Т. к. товары в отделах обладают разными свойствами, для каждой зоны планируется индивидуальная вентиляционная ветвь. Ниже размещен список требований и деталей, нуждающихся во внимании:
- Предельная концентрация вредных веществ – перед специалистами стоит задача учесть число оборудования в помещении и количество выбрасываемого им тепла. Обязательно вычисляется содержание углекислоты (СО2) и угольного ангидрида. СО2 не должно вырабатываться более 20 литров в час из расчета на 1 человека;
- Расположение объекта – для точек продаж в черте города содержание углекислоты обязано составлять не более 0,5 л/м3, а для загородных построек этот параметр равен 0,4 л/м³;
- Подсобные помещения – склады и кладовые изолируются с помощью создания отдельной системы подачи воздуха;
- Этажность здания – вентиляция размещенная на 1 уровне, делается автономной. Она не должна быть соединена с остальными частями здания.
Также учитывается сезонность. Т. к. на большинстве объектов конструкция совмещается с отоплением, в разгрузочных зонах, где есть открытые проходы и терминалы для машин, организуются тепловые завесы.
Полезно знать: в мыломоющих и хозяйственных отделах, а также в точках продаж различной химии, особенно воспламеняющейся, недопустимо применять рециркуляцию.
Вентиляция в магазине: рекомендации
Чтобы обеспечить безопасность посетителей и не испытывать сложностей при проверке надзорными органами, нужно следовать нескольким простым правилам:
- Пользоваться услугами квалифицированных специалистов при составлении проекта и монтаже вентиляционных систем.
- Если расчеты составляются самостоятельно, то мощность вытяжных и приточных устройств необходимо брать с запасом и неукоснительно следовать СНиПам 2.04.05-91 и 2.08.02.89.
- Вовремя обслуживать вентиляцию, следить за ее состоянием и заменять вышедшие из строя детали.
Соблюдение всех норм и требований при устройстве вентиляции – обязательное условие для безопасной и качественной торговли вне зависимости от реализуемого товара. Если клиент почувствует неудобства при посещении магазина – недостаток воздуха, холод или жару в помещении, то желание вернуться вновь вряд-ли возникнет, тем более что конкуренция в розничной торговле высока. Поэтому правильно смонтированная система вентиляции – залог не только безопасности жизни клиентов, но и успешного ведения торговли.

Устройство вентиляции
Самым простым вариантом организации воздухообмена является установка вентиляционных каналов с вентиляторами, работающих на приток и вывод. Она также включает в себя вытяжки и приточные каналы, которые обеспечивают механическую циркуляцию воздуха в помещении. Однако в большинстве случаев, проект не ограничивается таким набором устройств и включает в себя также:
- воздушные фильтры в приточных и вытяжных каналах;
- система кондиционирования воздуха (теплообменники, нагреватели, тепловые завесы);
- увлажнители различного типа.
Клапаны, работающие на приток, устанавливают в нижней части помещения, а вытяжные отверстия — под потолком (труба при этом выводится над крышей). Такая технология обеспечивает естественную циркуляцию воздуха в помещении и основана на физическом законе, согласно которому тёплый воздух, становясь легче, поднимается.

Заключение
Вентиляция от производителя для торгового центра, магазина и других предприятий розничной торговли должна быть спроектирована с учетом площади, ассортимента реализуемой продукции и ожидаемого количеством посетителей в торговых залах. Различного рода системы вентиляции и кондиционирования обустраиваются как правило отдельно от коммуникаций здания, если магазин расположен в каком-либо строении. В заключении следует подчеркнуть: необходимо неукоснительно соблюдать требования, которые предъявляют к подобным объектам нормативные документы.