☑ Вентиляция в школе
Вентиляция играет очень важную роль в обеспечении комфортных и безопасных условий в помещениях школы. Хорошо спроектированная и исправно работающая система вентиляции позволяет поддерживать оптимальные параметры воздушной среды, уровень шума, температуры и влажности.
Опишите работы работы которые вам необходимы и мы вам поможем
Зачем нужна вентиляция в школе
Вентиляция в школах нужна в первую очередь для того, чтобы обеспечить приток свежего и вытяжку отработанного воздуха. Без этого в классах быстро накапливается углекислый газ, повышается влажность, концентрация пыли и микроорганизмов. Всё это крайне негативно влияет на самочувствие и работоспособность учеников и преподавателей.
Кроме того, вентиляция позволяет поддерживать комфортный микроклимат в помещениях при любой погоде и в разное время года. Часто бывает, что условия на улице сильно отличаются от оптимальных параметров воздуха для школы. Например, зимой на улице холодно, а в классе должно быть 18-20 градусов. Летом жара, а в кабинете прохладно. Вентиляция помогает достичь нужной температуры, влажности и чистоты воздуха внутри здания.
Требования СанПиН к вентиляции в школе
Работа системы вентиляции в школе регламентируется санитарными нормами и правилами. Основные требования СанПиН к вентиляции:
- Кратность воздухообмена в учебных кабинетах и рекреациях не менее 2-3 объемов помещения в час.
- Содержание СО2 не более 0,1%, а влажность 40-60%.
- Воздухообмен в санузлах, столовой, актовом зале, библиотеке – согласно отдельным нормам по этим помещениям.
- Вентиляция должна работать в течение всего времени нахождения детей в школе.
- Забор воздуха осуществляется на высоте не менее 2 м от земли.
- Выброс отработанного воздуха – не менее 6 м от земли.
- Уровень шума от работы вентиляционного оборудования не должна превышать допустимых значений.
Таким образом, система вентиляции школы должна обеспечивать постоянный приток свежего и вытяжку использованного воздуха согласно установленным СанПиН нормам.
Согласно нормативной базе СНиП 41-01-2003 и СНиП П-Л 65-73-31-06-2009, государственные учебные заведения школьного типа должны соответствовать следующим обобщенным требованиям:
- норма воздухообмена на 1 ученика – 20 м3\ч для учебных классов и столовых, 80 м3\ч – для спортивных залов;
- допустимый диапазон температур – от +16 до +22 градусов;
- уровень шума – 110 дБ;
- нормы влажности – 30-65%;
- допустимая концентрация СО2 – до 1 л. на 1 м\куб.
Это общепринятые нормы для всех школ, независимо от площади, типа и конструкции. Они считаются наиболее комфортными для длительного пребывания учеников в учебных помещениях. Кроме того, соблюдение указанных условий позволяет избежать преждевременной порчи учебных материалов, а также конструкций, задействованных при строительстве и отделке помещений. Нарушение или несоблюдение указанных норм чревато сонливостью, головокружением, снижением умственной активности и когнитивных способностей, а также развитию грибка и плесени в учебных аудиториях.
Нормы вентиляции в школах
Температурный режим варьируется в пределах от +16°С до +22°С;
Показатели влажности — от 30 до 65%.
Концентрация СО2 — не более 1 л. на 1 кубометр площади.
Помещение | Расчетная температура в холодный период | Кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха | |
---|---|---|---|
Приток | Вытяжка | ||
Классы, кабинеты, лаборатории | 18 | 16 куб.м. в час на человека | – |
Учебные мастерские | 15 | 20 куб.м. в час на человека | – |
Спортивный зал, студия хореографии | 15 | 80 куб.м. в час на человека | – |
Раздевальные при спортивном зале | 20 | – | 1.5 |
Спальные комнаты интернатов | 16 | – | 1.5 |
Актовый зал-киноаудитория | 18 | 20 куб.м. в час на человека | – |
Рекреационные помещения | 16 | – | – |
Учительская, кружки | 18 | – | 1.5 |
Бибилиотека, кабинеты администрации | 18 | – | 1 |
Кабинет врача | 22 | – | 1.5 |
Душевые | 25 | – | 5 |
Раздевальные при душевых | 22 | в объеме вытяжки из душевых | – |
Туалеты | 18 | 50 куб.м. в час на 1 унитаз, 25 куб.м. в час на 1писсуар | – |
Умывальные | 22 | – | 1 |
Гардеробные и кладовые одежды и обуви | 16 | – | 1.5 |
Комнаты для чистки одежды и обуви | 18 | – | 3 |
Вестибюль | 16 | – | – |
Столовая | |||
| 5 (в нерабочее время) | по расчету | |
| 16 | 3 | 4 |
| 20 | 4 | 6 |
| 5 | – | 2 |
| 16 | не менее 20 куб.м. в час на 1 посадочное место | – |
Фотолаборатория, кинолаборатория, технический центр | 18 | – | 2 |
Уголок живой природы | – | – | 5 |
Действующий санпин
Вентиляция учебных классов
Расчет ведется в зависимости от количества людей. Главной сложностью является оптимизация вентиляции. Так в 9:00 в комнате может находиться 25 чел., а в 10:00 лишь 10, т. к. приходит другой класс. Она способна оказаться и вовсе пустой.
Неразумно подавать одинаковое количество воздуха для 5 и 20 чел. Потому автоматика настраивается по графику. Приточная вентиляция школы рассчитывается индивидуально.
Еще более удобный способ – применение датчиков, определяющих температуру, содержание углекислого газа и прочие параметры. Такая сеть самостоятельно регулирует показатели, удерживающиеся в следующих рамках:
- Температура – от +16 до +22 °C;
- Объем воздуха (на 1 чел.) – 20 куб. м/ч;
- Концентрация углекислого газа (максимум) – 1 л на 1 куб. м площади;
- Влажность – 30-65%.
Спортивные залы
В силу скопления большого количества испарений, а также усиленного потребления кислорода, требования к обустройству спортивных залов и раздевалок повышены. Кроме того, регулярное выполнение физических упражнений является причиной выделения большого количества СО2, который необходимо вовремя фильтровать. Поэтому такие помещения целесообразно оборудовать мощными вытяжными установками для увеличенного притока воздуха с обязательной функцией подогрева. Нормой воздухообмена указанных помещений считается 80 м3\ч.
Санитарный узел
К санитарному узлу, как части специализированых школьных помещений, предъявляются особые требования по воздухообмену. Согласно общепринятым правилам, норма воздушного обмена должна быть равносильна 50 м3\ч на каждый унитаз и 25 м3\ч – на каждый писсуар. Для таких помещений рекомендуется устанавливать индивидуальную вентиляционную систему, чтобы избежать распространения неприятных запахов в учебные аудитории.
Вентиляция пищеблоков
Показатели для школьных пищеблоков, столовых и буфетов рассчитываются согласно общепринятым нормам общепита. Главным условием для обустройства вентиляции этих помещений является обязательная установка механических вытяжных систем, которые обеспечат качественное очищение воздуха от запахов кухни. Столовые и буфеты школ разделяются на две функциональные зоны – гостевой зал с воздухообменом 20м3\ч и кухню с воздухообменом 30-100 м3\ч. Для кухонных помещений, санузлов и моечных предусматривается монтаж индивидуальной системы.
Вентиляция актовых залов
В силу нерегулярного скопления большого количества людей, актовые залы отличаются повышенной нуждой в регулировании чистого воздуха и обязательной установкой отопления. Норма воздуха в таких помещениях должна равняться 20 м3\ч на каждого человека. Помещения подобного типа оборудуются стандартными системами климатизации. Если в зимний период температура региона расположения школы падает ниже -20 градусов, актовый зал должен быть оборудован воздушно-тепловой завесой на входе.
Кратность воздухообмена в аудитории (норма)
При расчетной температуре в 18 градусов – кратность воздухообмена в час не менее 2х (но не менее 20м3\ч наружного воздуха на одно место)
Приточно-вытяжная вентиляция школы
Для школ чаще всего проектируют приточно-вытяжные системы вентиляции с механическим побуждением. Это означает, что есть отдельные каналы для притока и вытяжки воздуха, оборудованные вентиляторами.
Свежий воздух поступает через приточные установки, проходит через фильтры, нагревается или охлаждается, увлажняется и подается в помещения школы. Отработанный воздух удаляется вытяжными установками через вытяжные каналы и выбрасывается на улицу.
Расход приточного и вытяжного воздуха регулируется автоматикой в зависимости от показаний датчиков СО2, температуры и влажности в помещениях. Так обеспечиваются оптимальные параметры микроклимата.
Проектирование вентиляции школы
Проектирование системы вентиляции школы должны выполнять специализированные проектные организации. Разработка проекта вентиляции включает:
- Обследование здания школы, определение объемов помещений.
- Расчет требуемого воздухообмена по СанПиН.
- Подбор оборудования – приточных и вытяжных установок, вентиляторов, клапанов, фильтров.
- Разработка схем разводки воздуховодов.
- Проектирование систем автоматики.
- Расчет и подбор элементов подогрева/охлаждения и увлажнения воздуха.
- Расчет шумоглушения и виброизоляции.
Таким образом, в проекте вентиляции школы должны быть проработаны все детали для монтажа полноценной системы, отвечающей требованиям СанПиН.
Монтаж вентиляции в школе
Установка системы вентиляции школы должна производиться специализированными монтажными организациями в соответствии с проектом. При монтаже выполняются следующие работы:
- Установка и подключение приточных и вытяжных установок.
- Монтаж воздуховодов и воздухораспределителей.
- Установка оборудования для увлажнения, нагрева/охлаждения воздуха.
- Монтаж систем автоматики и контроля (датчики, контроллеры, исполнительные устройства).
- Электромонтажные работы по подключению оборудования.
- Установка шумоглушителей и виброизоляторов.
- Изоляция воздуховодов.
После монтажа обязательно проводятся испытания и наладка системы вентиляции.
Наладка и испытания вентиляции
Перед сдачей системы вентиляции школы в эксплуатацию должна быть выполнена наладка оборудования и испытания.
При наладке настраивают оптимальные режимы работы вентустановок, автоматики, выполняют регулировку систем.
Испытания включают:
- Проверку герметичности воздуховодов.
- Измерение расходов воздуха в системе.
- Замеры уровня шума от оборудования.
- Измерение параметров микроклимата (температуры, влажности).
- Проверку работы автоматики.
По результатам пусконаладочных работ составляются акты испытаний и готовности системы вентиляции к эксплуатации.
Техобслуживание вентиляции школы
Для поддержания системы вентиляции школы в рабочем состоянии необходимо проводить плановые технические обслуживания и ремонты.
Регламентные работы по техобслуживанию включают:
- Осмотр и чистку вентустановок.
- Замену фильтров на притоке.
- Проверку работы автоматики.
- Измерение параметров воздуха.
- Устранение неполадок.
Капитальный ремонт системы вентиляции рекомендуется проводить раз в 10 лет.
Правильное техобслуживание позволяет поддерживать систему вентиляции школы в исправном состоянии и обеспечивать комфортный микроклимат для учащихся.
Типичные проблемы с вентиляцией в школах
К сожалению, во многих школах системы вентиляции находятся в неудовлетворительном состоянии. Это приводит к таким проблемам:
- Повышенное содержание СО2, духота в классах.
- Недостаточный приток свежего воздуха.
- Пересушивание воздуха зимой из-за больших потерь тепла.
- Повышенный уровень шума от оборудования.
- Неработающая или неправильно настроенная автоматика.
- Загрязнение воздуховодов, низкая эффективность вентиляции.
Для решения проблем требуется проведение обследования системы специалистами, разработка мероприятий по приведению ее в порядок.
Как проверить работу вентиляции в школе
Чтобы оценить работу системы вентиляции, можно выполнить следующие проверки:
- Измерение концентрации СО2 в воздухе классов с помощью газоанализаторов – должно быть не более 0,1%.
- Проверка кратности воздухообмена с помощью специальных тестовых методик.
- Замер температуры и относительной влажности в помещениях.
- Оценка чистоты вытяжных решеток и воздуховодов.
- Проверка уровня шума от вентиляционного оборудования.
- Осмотр состояния оборудования, автоматики управления.
По результатам обследования можно сделать вывод о соответствии системы вентиляции школы требованиям нормативов.
Акт проверки вентиляции в школе
По итогам обследования системы вентиляции составляют акт проверки.
Акт должен содержать:
- Общие сведения о системе вентиляции здания.
- Результаты измерений параметров воздуха (температура, влажность, СО2).
- Данные о фактической кратности воздухообмена.
- Информация о состоянии оборудования, воздуховодов, автоматики.
- Уровни шума от работы вентиляции.
- Соответствие реальных показателей нормам СанПиН.
- Выводы о работоспособности системы.
На основании акта делается заключение о необходимости наладки, ремонта или реконструкции вентиляции. Документ подписывается ответственными лицами.
Часто задаваемые вопросы по вентиляции в школе
Фильтры приточного воздуха рекомендуется менять 3-4 раза в год, а также после капитальной уборки перед началом учебного года.
Категорически запрещается отключать вентиляцию во время пребывания детей в школе. Это нарушает СанПиН и создает угрозу здоровью.
Избыточная концентрация CO2 приводит к снижению внимания, головным болям, утомляемости у детей и педагогов.
Необходимо провести инструментальные замеры параметров воздуха (температуры, влажности, CO2), сравнить с нормами СанПиН.
Решетки притока/вытяжки должны очищаться от пыли не реже 1 раза в 3 месяца.